осталось в памяти до сих пор. Самое большое внимание на занятиях уделялось строевой подготовке, как одиночной, так и в составе взвода, а иногда и батареи. Помнится несколько таких занятий в составе взвода еще во время карантина (или курса молодого бойца, когда ходили мы еще без погон). Владимир Сергеевич отучал нас ходить, наклонившись вперед и глядя себе под ноги. Он требовал, чтобы мы вырабатывали в себе привычку ходить с прямой спиной и глядя прямо перед собой. У нас это не очень-то получалось. А с балкона третьего или четвертого этажа соседнего с училищем жилого дома за нами «незаметно» наблюдала какая-то девушка. И когда Яковлеву надоело требовать, чтобы мы не смотрели себе под ноги, он приказал: «Равнение на девушку!». И все подняли головы. Почему-то особенно много мы занимались строевой подготовкой в 10-ом классе. Изучали, конечно, мы и Устав Внутренней службы, из которого обязанности дежурного и дневального по роте – наизусть. Немного знакомились также и с Уставом Гарнизонной и караульной службы. В общем, довольно скучноватое занятие. Владимир Сергеевич, под свою ответственность, иногда скрашивал эти скучные мероприятия занятиями по баллистике и по подготовке исходных данных для стрельбы с закрытых позиций, как по сокращенной, так и по полной методике. Занятия он проводил очень интересно, и время протекало незаметно. В 8-ом и 10-ом классах я удостоился по военной подготовке 4-х баллов, а в 9-ом – только 3-х. Хорошо, что оценка по этому предмету не включалась в аттестат. Строго говоря, строевой подготовкой мы занимались ежедневно с утра до вечера: при построениях и передвижениях строем, при обращениях к офицерам и старшинам и даже на уроках при обращениях с преподавателями. А строились и передвигались строем мы часто: на зарядку, на утренний осмотр, в столовую и из столовой, на физподготовке, на вечерней прогулке и вечерней проверке и т. д. У нас это вошло в привычку. Был у нас еще один «предмет», которому нас обучали преимущественно в 8-ом классе – танцы. Во внеурочное время преподаватель Абакумова (?), на уроках танцев, проводимых с какой-то периодичностью, обучала нас бальным танцам: Па-де-Катр, Па-де-Спань, полька-тройка, вальс, вальс-бостон и т. п. А в 10-ом классе иногда в училище проводились танцевальные вечера с приглашением знакомых девушек. С танцами у меня отношения были «натянутыми», я почему-то стеснялся своей неловкости и с трудом осваивал всяческие «па». И на танцы в училище девушек не приглашал. А большинство наших ребят быстро освоили эту «премудрость» и девушки с большим удовольствием приходили на танцы. Совсем не помню, чтобы с нами проводили какие-либо политинформации, читки газет и т. п. И газет я что-то не помню. Обычно все новости мы узнавали мимоходом по радиотрансляционной сети, репродуктор которой стоял не тумбочке дневального. В училище практиковалась учеба с использованием соревновательного принципа. О ежедневном подведении итогов учебы я уже упоминал. Подводились периодически (после каждой четверти) итоги и во взводах и в батареях. Каждому воспитаннику по основным предметам (исключая физическую и военную подготовки) выводился средний балл как частное от деления суммы баллов по всем этим предметам на количество этих предметов. По этому баллу определялось место, которое занимал каждый воспитанник во взводе по учебе. Первое место здесь регулярно принадлежало Толе Соколову («Взводный образец» – назовет его четверть века спустя Борис Буйвол). Определялся также средний балл за взвод, как сумма средних баллов всех воспитанников взвода, деленная на их количество, по которому определялось место взвода в батарее. В нашей 2-ой батарее чаще всего 1-е место по учебе (да и по дисциплине, которая также учитывалась при подведении итогов: наличие грубых нарушений дисциплины отбрасывало воспитанника, взвод или батарею назад) занимал 23-й взвод, где собрались самые маленькие и, возможно, поэтому самые самолюбивые и трудолюбивые ребята. В канун праздников (7-го ноября, Нового года или 23-го февраля. 1-го Мая) и в конце года подводились итоги по училищу. Все училище собиралось в актовом зале штаба тыла Киевского Военного округа (за отсутствием своего), который размещался тогда недалеко от ул. Овручевской (на ул. Мельникова, где потом разместилось КВИРТУ). Выносилось Знамя училища. В начале собрания избирался его президиум, в который включалось руководство училища, командиры лучших батарей и взводов и лучшие воспитанники. Затем избирался «Почетный Президиум» в составе ЦК КП(б)У, ЦК ВКП(б) и лично Верховного Главнокомандующего Советской Армии Генералиссимуса Советского Союза товарища И. В. Сталина. Это сопровождалось бурными аплодисментами. Полковник Делекторский обычно делал доклад, зачитывался приказ по училищу, которым определялись места батарей за истекшую четверть, объявлялись поощрения отличившимся офицерам и воспитанникам (вручались грамоты, объявлялись благодарности) и т. п. Наша 2-я батарея, начиная с 3-й четверти 8-го класса, занимала в училище по учебе 1-е место. А в конце собрания, как тогда повсеместно практиковалось, зачитывалось составленное политотделом верноподданическое письмо «дорогому и любимому Вождю всех народов и величайшему Гению человечества» И. В. Сталину, которое провожалось вставанием, овациями и здравицами в честь ЦК КП(б)У, ЦК ВКП(б) и лично товарища И. В. Сталина (имя и отчество, естественно, произносились полностью, а писать перед его фамилией сокращенно «тов.», мягко говоря, не |
стр.17 |
Copyright © 2005
All rights reserved
design Igor Kanaev