русски называется глагол. Пришлось сказать, что по-украински эта часть речи называется "диеслово". Но "разбор" удалось завершить нормально, и я приобрел еще 4 балла. Экзамен по математике мы сдавали очень хорошей, как оказалось впоследствии, и симпатичной учительнице Алимовой (она потом несколько раз подменяла нашего преподавателя математики Бердичевского С. Е.). С алгеброй я разобрался быстро, а задачу по геометрии она 4 раза предлагала решать новым вариантом. С этим я тоже быстро справился и поучил еще 5 баллов. Оставался НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК! Уже есть "в кармане" 18 баллов из 20-ти! И так обидно все провалить из-за немецкого. Я все ходил около класса, где проходил экзамен, не решаясь зайти. Витя Соколов, уже сдавший этот экзамен на 5, пытался меня приободрить, говоря, что учительница там добрая (что впоследствии вполне подтвердилось не только на этом экзамене). Но у меня было страху "полные штаны". Я тянул до последнего мгновения. Но нужно было идти. И я вошел. Сквозь толстые очки на меня с улыбкой смотрела пожилая седовласая, полная женщина. Сначала она дала мне какую-то тоненькую книжечку и попросила перевести один небольшой абзац с текстом в начале первой страницы. Дала время на подготовку. Я прочитал этот абзац и, конечно, ничегошеньки не понял. Тогда я догадался заглянуть в конец книжечки, где обычно помещался словарик новых слов. Как правило, в таких словарях слова размещались по алфавиту. А тут на мое счастье новые слова были приведены в последовательности их первого упоминания в тексте. Я сразу же обнаружил почти все незнакомые мне слова из "моего" абзаца. Это помогло мне успешно справиться с первым заданием. Но дальше последовали вопросы по грамматике. Тут уж я "посыпался" "от души": зачем-то к месту и не к месту добавлял "плюс Партицип-цвай спрягаемого глагола". Но, к моему удивлению, учительница с оговоркой, что я в оставшееся время "наверстаю упущенное", поставила мне 3 балла! Восторгу моему не было предела! Уже потом я подумал, что, возможно, мои пятерки по математике и четверки по русскому побудили кого-то ориентировать бедную учительницу на более снисходительное ко мне отношение. Итак, набрал я 21 балл из 25-ти возможных. Столько же набрал и Витя Соколов. Предстояло решение мандатной комиссии. По нашему потоку комиссия приняла решение несколько человек зачислить в училище сразу, некоторых, в том числе и нас с Виктором, оставить кандидатами на зачисление (таких было большинство из успешно сдавших экзамены), а некоторых - отчислить. Мы с Виктором решили почему-то, что нас обязательно примут, и спокойно уехали домой ожидать вызова. А многие "кандидаты" плакали горькими слезами, не говоря уже об отчисленных. И действительно, числа 25-го августа мы одновременно получили из КАПУ извещение, что зачислены в 8-ой класс и должны прибыть в училище, по-моему, 28-го августа. На этот раз мы с Виктором встретились, договорились и вместе выехали поездом в Киев. По дороге мы вспоминали "минувшие дни" и обнаружили, что в Переяславе у каждого осталась симпатия по имени Женя. В Киеве мы явились, как было указано в предписании, на ул. Овручевская. Здесь размещалось управление училища и половина учебных батарей (" батареи 9-го класса и одна - 8-го). На ул. Некрасовская,4 размесщались2 батареи 10-го класса и одна - 8-го. Оба места дислокации училища находились на маршруте троллейбуса № 4: пл. Калинина, ул. Малая Житомирская, пл. Правительственная, ул. Большая Житомирская, пл. Львовская, ул. Артема (мимо ул. Некрасовская), ул. Мельникова (мимо резиденции Н. С. Хрущева), остановка "Кабельный завод" (близ ул. Овручевская). И тем же маршрутом - обратно. КАПУ делилось не на курсы, а на классы: 8-ой, 9-ый и 10-ый. В каждом классе было по две батареи, в одной из которых было 4 взвода, а в другой - 3. Во взводе было около 30-ти воспитанников (как нас официально именовали). Нумерацию каждая батарея имела постоянную во всех классах. Взводы - тоже. Он состоял из номера батареи и номера взвода в батарее. В каждой батарее был командир батареи (должность подполковника), по одному офицеру-воспитателю на каждый взвод (должность майора) и старшина батареи (должность старшины сверхсрочной службы). Училищем командовал генерал-майор Свиридов А. А., высокий, стройный, подтянутый, интеллигентного вида человек в пенсне, с небольшими усиками, всегда очень аккуратный (говорили, что он из царских еще офицеров). Участник Великой отечественной войны, он был награжден орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями. Под стать генералу был и его заместитель по учебной части полковник Делекторский Ю. А. Немножко пониже генерала и поплотнее его, но с более "мощными" усами, тоже очень похожий на бывшего царского офицера и по внешнему виду, и по разговору, он тоже был награжден орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями. Заместителем по политработе у генерала был полковник Ременяк П.С., в общем-то, довольно безобидный и, вероятно, добрый человек, не докучавший нам особенно излишней политработой. Он у нас прославился тем, что странно разговаривал с людьми. Зайдя, например, в столовую, он говорил: - "Что, кушаете? Ну, кушайте-кушайте". Шутили, что, зайдя в казарму ночью, он сказал: - "Что, спите? Ну, спите-спите". А награжден он был типичным для тыловика |