1

О.В.ШУМ "Киевское артиллерийское подготовительное училище"


"Из отрочества мы. Из той поры
Внезапностей и преувеличений,
Где каждый, может быть, в экстазе - гений
И неизвестны правила игры.
Где любят беззаветно… И навек.
И как ни вырастает человек,
Он до себя, ТОГО, не дорастает…"
По мотивам Сары Погреб
Весна 1950-го года. Купальный сезон в этом году открывали уже в апреле. На Трубеже (реке у города Переяслав-Хмельницкий Киевской области) в те годы еще было немало мест, где было достаточно глубоко и можно было от души поплавать и понырять. Но самым красивым местом, с красивыми мощными деревьями на правом пологом берегу и поросшим хорошей травой крутым луговым левым берегом, была довольно глубокая и широкая излучина под названием "Волчья яма". Утверждали, что дна на середине этой ямы достать нельзя. И от школы (как первой, так и второй, их в городе тогда было только две), и от моего дома эта "Яма" была сравнительно недалеко. И я перед или после школы ходил туда купаться. Там я познакомился с ребятами из первой школы, тоже восьмиклассниками, Виктором Соколовым, Владимиром Глобой, Владимиром Колесником и др. Среди них выделялся Виктор Соколов, удивительно беловолосый, выше среднего роста, спортивного вида парень. С ним судьба-злодейка свела меня на всю оставшуюся жизнь. При этом в нашей жизни было столько совпадений, что поверить во все очень трудно. Началось все с экзаменов. В те годы после окончания каждого класса, начиная с четвертого, мы сдавали множество экзаменов. После четвертого - 4 экзамена, после 5-го - 7, после 6-го - 9, после 7-го - не меньше. А через год-два после нас количество сдаваемых экзаменов стали существенно сокращать. Вот и после 8-го класса мы сдавали "кучу" экзаменов. А после экзаменов бежали купаться на речку. Я убегал на "Волчью яму" и там всегда встречался с Витей Соколовым и его друзьями - видно, экзамены мы сдавали в одни и те же дни. И вот что интересно: мы с Виктором в одни и те же дни сдавали одни и те же экзамены, писали сочинения на одну и ту же тему методом списывания из вырванных из учебника листов, нам доставались билеты с одинаковыми вопросами и оценки мы, как правило, получали одинаковые. Закончили мы 8-ой класс. Разговоров о том, что мы будем делать дальше, у нас как-то не возникало. Я сдал документы в Киевское артиллерийское подготовительное училище (КАПУ). Каким образом это произошло, я уже не помню. А причин для поступления в КАПУ было несколько: во-первых, меня обидела переэкзаменовка по химии, во-вторых, - красивая форма одежды, в-третьих и, как я теперь понимаю, главных, было то, что обучение в училище проводилось на полном государственном обеспечении: питание, обмундирование, учебники, тетради и т. д. и т. п. - все за счет государства. Какое облегчение для мамы с ее учительской зарплатой 550 рублей на семью из 3-х человек! Дети не всегда замечают, каких усилий стоит родителям их выращивание, воспитание, обучение. Скольких сил, средств, нервов и здоровья это стоит родителям, особенно одиноким матерям. Но "вернемся к нашим баранам". Поехал я сдавать вступительные экзамены в КАПУ. Не помню уже, то ли срок их сдачи был обусловлен заранее, то ли я получил вызов, но факт тот, что в назначенное время я прибыл в Киев, на ул. Некрасовскую, 4. Меня проводили на второй этаж к месту моего проживания во время экзаменов - большую комнату (класс) с двумя рядами двухъярусных коек с металлическими сетками, ватными матрацами, такими же подушками и солдатскими суконными одеялами. И первым, кого я там встретил, был Витя Соколов. Он тоже приехал сдавать экзамены в те же дни. Нам предстояло сдать 5 экзаменов за 2 дня: в первый день - письменный экзамен по математике и диктант по русскому языку; во второй день - 3 устных экзамена: по математике, русскому и иностранному языкам. Последний экзамен для меня был очень страшным. А надо сказать, что конкурс на поступление в училище был приличным - более 10-ти человек на место. Причем, предпочтение отдавалось сиротам и тем, у кого отцы погибли на фронте (для того, чтобы "поднять" таких детей и были образованы эти училища). Работу по математике я написал без труда, как выяснилось на следующий день, на 5. А за диктант получил 4 балла, сделав, на мой взгляд, не ошибку, а несущественное несоответствие с исходным текстом. Диктант мы писали по вступительной части "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого, где он описывает окружающую зимнюю лесную природу. Там было такое предложение: "Из покрытой снегом хвои высунулась голова лося". А я написал: "И с покрытой снегом хвои…". Я до сих пор не знаю, ошибка это или только украинизм? На следующий день, если абитуриент проскочил сито письменных экзаменов (отсев был большим, но мы с Виктором его успешно проскочили), экзамены продолжались. На экзамене по русскому языку задавали 2 вопроса: первый - объяснить допущенные в диктанте ошибки, второй - сделать "разбор" какого-либо предложения. На первый вопрос я ответил, что, в принципе, можно писать и так и эдак. При разборе предложения я вдруг забыл, как по-


Стр.2


Copyright В© 2005 All rights reserved
design Igor Kanaev

Hosted by uCoz