батарее офицеру. При этом отдавался рапорт: «Товарищ майор (подполковник, старшина), воспитанник Шум из увольнения прибыл. Во время увольнения замечаний не имел (или имел такие-то замечания и от кого)». А замечания мы чаще всего, хоть и довольно редко, получали в городе от офицеров за «не отдание чести» или от патруля за нарушение формы одежды. В первом же увольнении оказалось, что за время карантина мы хорошо овладели «командным» языком – когда вошли в троллейбус и начали между собой разговаривать, то буквально через два слова на третье у нас непроизвольно «вырывались» «нецензурные» слова. Сначала нам было смешно, но потом стало не до смеха. С большим трудом все же удалось «взять себя в руки». Тут нужно сказать и о троллейбусе. Билет в нем стоил тогда, по-моему, 30 копеек. Но для нас это была уже значительная сумма (папиросы «Беломор-канал» стоили тогда 2руб. 20 коп. пачка, «Спорт» – 1 руб. 10 коп., а «Ракета» – 90 коп.). Поэтому мы предпочитали ездить без билетов, а кондукторам обещали брать по 2 билета, когда станем офицерами. И к нам кондуктора и контролеры относились снисходительно. По мере возможности мы пытались сдержать эти обещания, но, конечно, так и остались в долгу перед этим маршрутом, так как ездим по нему крайне редко.
Кому-то может показаться, что такие жесткие условия жизни молодых ребят полностью лишает их свободы. Однако среди нас мало кто так считал. Поистине, свобода есть осознанная необходимость. Большинство из нас это чувствовали интуитивно, и такая жизнь многим из нас даже нравилась, хоть и не всем. Некоторые товарищи тяготились существовавшими ограничениями. Но большинству скучать было некогда. Мы серьезно учились.
Сохраненные мамой мои «артшкольные» дневники дали возможность с документами в руках припомнить чему, сколько и как нас учили в КАПУ, и вспомнить хотя бы имена тех прекрасных в большинстве людей, кто тратил свои силы и нервы на наше обучение. Эти данные сведены в таблицу 1, в которой перечислены учебные предметы в 8-ом, 9-ом и 10-ом классах, названы поименно все наши преимущественно любимые преподаватели, приведено количество часов в неделю по каждому предмету в первом и во втором полугодиях учебы в каждом классе. Можно бы привести и еженедельные расписания занятий в каждом полугодии, но это, скорее всего, никому не будет интересно.
Таблица 1 № п/п Предметы Ф., И., О. преподавателей Кол-во уроков за нед. I/II полугодие 8кл. 9кл. 10кл. 1. Алгебра Бердичевский Семен Ефимович 4/3 3/2 3/3 2. Геометрия --------- « --------- « ----------- 4/3 2/2 2/3 3. Тригонометр --------- « --------- « ----------- -/- 2/3 3/1 4. Биология ? Гальченко Ольга Афанасьевна 2/2 2/2 -/- 5. География Корецкая Нина Васильевна 3/3 3/2 -/- 6. История м-р Балюбаш Иван Михайлович Воскова Раиса Викторовна Яковлев ? ? (Б-р-д-зола) 4/4 4/4 4/4 7. Литература Диаконенко Вера Николаевна Прозорова Нина Владимировна 4/6 5/5 4/5 8. Рус. язык ---------- « --------- « ----------- 2/1 2/1 1/1 9. Нем. язык Шверцель Людмила Лукинична 3/4 3/4 4/4 10. Химия Грушевская Галина Марковна Дереновская Ольга Ивановна Шушковский Алексей Ал-дрович 3/2 2/2 3/4 11. Физика Ивенсен Сергей Николаевич 3/3 2/3 5/4 12. Астрономия ---------- « --------- « ----------- -/- -/- 1/1 13. Психология Козеровский Абрам Иосифович -/- 2/2 -/- 14. Логика ---------- « --------- « ----------- -/- -/- 2/2 15. Черчение Равинович Николай Давидович 1/1 1/1 1/1 16. Физкультура к-н Звягинцев Василий Савельич ??? Убыш Валентин Степанович 1/3 2/2 2/2 17. Военная подготовка к-н Яковлев Владимир Сергеевич майор ------ « ---------- « --------- 2/1 1/1 1/1 Рассматривая эту таблицу, нетрудно заметить, что занимались мы по 36 часов в неделю (по 6 часов 6 дней в неделю, включая субботу), не считая еще 15-ти или 18-ти часов обязательной самоподготовки (по 3 часа ежедневно, кроме субботы и иногда воскресенья, когда кто-то был осчастливлен увольнением в город с ночевкой дома с субботы на воскресенье, или проводились довольно частые экскурсии в музеи или театры). Из таблицы видно, что обучали нас вполне серьезно, основное внимание уделялось математике (по 7 часов в неделю, в среднем), русской литературе и языку (6 часов), а также истории, немецкому языку (по 4 часа), физике и химии (по 3 часа). В общем, учили нас добротно и знания нам дали солидные. Например, учившийся довольно средне Николай Онипко после демобилизации при сокращении армии на 1 млн. 200 тыс. человек в1960-ом году на спор пошел в 10-й класс вечерней школы и закончил его с золотой медалью. |
стр.13 |
Copyright © 2005
All rights reserved
design Igor Kanaev