хотя весь год у меня были «5», комиссия в Аттестат поставила «4») и по Конституции ССР и УССР, которую мы изучали еще в 7-ом классе, где мои знания были оценены четырьмя баллами. Мне, как и некоторым другим воспитанникам, была весной 1953 года предоставлена возможность пересдать этот предмет. Была создана комиссия для приема экзамена. Я усиленно готовился. Но при сдаче экзамена в билете одним из вопросов был вопрос о восстановлении и развитии сельского хозяйства в послевоенный период. Это, кажется, к Конституции отношения не имело. Я пытался отделаться общими фразами. Но не тут-то было. Произошел такой диалог: – Сколько зерна собрано в СССР в 1952-м году? – Не помню… – А в 1951-ом? – Забыл... – А в 1950-ом? – Не знаю. Я не знал даже, в каких единицах измерялось количество этого собранного зерна. Оказалось – в миллиардах пудов. И миллиарды эти росли из года в год, по-моему, от 6-ти с лишним и выше. А при Хрущеве оказалось, что числа эти были дутые. Выходит, прав был все-таки я. А мне снова поставили оценку «4». Хорошо еще, что не «исправили» на «3». Подводя итог нашей учебе, нужно сказать, что учили нас многим нужным «вещам» и учили добротно. Я не помню, чтобы нам докучали «идеологической обработкой». Помню, что иногда нас при изучении истории СССР отправляли к серенькой такой книжке под названием «История ВКП(б) (краткий курс)». Изучали мы немного и материалы Х1Х съезда ВКП(б). Изредка нам напоминали о работах Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», «Марксизм и вопросы языкознания», а также о постановлении ЦК партии «О журналах «Звезда» и «Ленинград», о кинофильме «Путевка в жизнь» и об опере Мурадели «Великая дружба»». А вот о чем там был речь, я и тогда не очень четко себе представлял, и сейчас ничего толком припомнить не могу. Помню еще, что зимой 1952-53 гг были за «вредительство» арестованы ведущие кремлевские врачи. Но конкретно толком об этом мы не знали. Потом вдруг «серьезно заболел» Сталин. Мы ежедневно с нетерпением ждали известий о его здоровье. И вдруг он умер. Наше горе было неподдельным. Мы себе не могли представить, как же мы будем жить дальше без «великого и гениального кормчего». Многие не скрывали своих слез. А Толя Соколов и Коля Миронов предприняли попытку пробраться в Москву на похороны Сталина. Они не знали, что на время прощания со Сталиным въезд в Москву был заблокирован, чтобы избежать переполнения столицы и дополнительных жертв. Толю с Колей благополучно перехватили и водворили на место… Вскоре народ понемногу успокоился. Оказалось, что и без Сталина «партия» знает, куда вести народ и страну. Однако вскоре обратили внимание на такой неприятный для народа факт, как прекращение ежегодного весеннего снижения цен на продукты и промтовары широкого спроса, практиковавшихся в СССР с 1947 года. Периодически по очереди, устанавливаемой командирами отделений, или вне очереди при получении взысканий, мы ходили в суточный наряд по батарее. На сутки назначался один дежурный по батарее, обычно из числа сержантов, и трех дневальных. Задачи внутреннего наряда заключались в подаче установленных сигналов на выполнение предусмотренных распорядком дня, или приказаниями дежурившего в батарее офицера или командира батареи, наблюдении за выполнением поданных команд воспитанниками батареи, а также в наведении и поддержании чистоты и порядка в помещениях и др. Как правило, один из дневальных 2 часа дежурил у тумбочки дневального и подавал установленные команды, потом сменялся очередным дневальным. Другие дневальные занимались уборкой казарм, выравниванием в них кроватей, постелей, подушек и полотенец на них, шинелей, висевших на стоящих в коридорах вешалках, мыли туалеты, уборные, лестницы, подметали казармы и коридоры или отдыхали в ночное время «(спали), не раздеваясь и не снимая снаряжения», которого у свободных дневальных не было, так как единственный штык (нож), выдаваемый наряду по батарее, находился на ремне дневального, дежурившего у тумбочки. Когда, где, кем и как проводился развод наряда я уже не помню точно, но перед заступлением в наряд воспитанникам положено было 1,5 часа сна, чем мы с удовольствием пользовались. В каждом взводе ежедневно назначался дежурный по взводу. В его обязанности входило: поддержание чистоты и порядка в классе (у нас все занятия, кроме физкультуры и строевой подготовки проводились в одном классе) и чистоты классной доски, обеспечение наличия мела и чистой влажной тряпки для доски, контроль присутствия воспитанников на уроке и доклад каждому преподавателю в начале урока: – «Товарищ преподаватель! 21-ый взвод к занятиям готов. Незаконно отсутствующих нет! Дежурный по взводу воспитанник Шум». А затем докладывал о «законно» отсутствующих (кто в наряде, кто болен, если таковые имелись), а преподаватель отмечал это во взводном журнале. Периодически (осенью и весной) проводилась генеральная уборка помещений. Все воспитанники распределялись группами по 1 – 3 человека по различным объектам. Жера Романец это производил так: – «Воспитанники Моисеев и Прилепко моют дверь! Воспитанник Моисеев – старший! Воспитанник Мучлер моет окно! Он же |
стр.19 |
Copyright © 2005
All rights reserved
design Igor Kanaev