проплыл 100 м, а на 400 м, хоть плыл я такую дистанцию впервые, показал второй результат во взводе. Помогли многочасовые купания на родном Трубеже. Очень интересно организовывал Владимир Сергеевич занятия на Трухановом острове по прокладке телефонной связи и хождению «по азимуту». При прокладке телефонной связи взвод делился на несколько групп, каждой из которых вручалось по 2 телефонных аппарата и, кажется, по 2 катушки телефонного кабеля и ставилась задача быстрее других проложить устойчивую связь между двумя удаленными пунктами. Побеждала та группа, которая прокладывала устойчивую связь первой. Связь прокладывалась однопроводной, а в качестве второго провода использовалась земля. Для этого телефонные аппараты заземлялись с помощью винтовочных шомполов. Мы быстро смекнули, что если единственный провод проткнуть иголкой или булавкой и воткнуть ее в ветку куста или ствол дерева, то связи не будет. Поэтому группу разбивали на 3 части: первая – прокладывала связь, вторая – занималась диверсиями на линиях соперников, а третья – защищала свою линию от диверсий соперников. Очень интересная игра получалась. На занятиях по движению по азимуту Владимир Сергеевич давал каждой группе 2-3 компаса и «кроки», на которых указывались последовательно выполняемые направления движения относительно направления на север (азимуты) и количества пар шагов, которые необходимо пройти по каждому азимуту до его изменения. Иногда кроки составлялись так, что при движении по одному из азимутов на пути вдруг попадалось озеро (на Трухановом острове имеется небольшое озеро Бабье и еще 3 маленьких). Нужно было сообразить, как из такого положения выбраться. Тут требовалось решить несложную тригонометрическую задачку: повернуть в сторону, где можно было обойти препятствие, засечь азимут обхода, сосчитать количество пар шагов обхода, обойдя препятствие, снова повернуть на нужный азимут и пройти по нему оставшееся количество пар шагов, снова повернуть на азимут обхода, измененный на 180 градусов, и сделать в этом направлении сосчитанное количество пар шагов обхода. Так можно было попасть в конечную точку движения по азимуту, на котором возникло препятствие. А после лагерей мы уезжали на каникулы. В те годы в АПУ, как и в школах, каникулы были после второй четверти – с 31-го декабря по 10-е января, после третьей четверти – с 25-го марта по 1-е апреля и после лагерного сбора где-то с середины июля по 30-е августа. Между 1-ой и 2-ой четвертями были только Октябрьские праздники (7-е и 8-е ноября) и воскресенье, если оно примыкало к праздникам. Перенос выходного дня к праздникам не практиковался, а если воскресенье попадало на праздники, то выходной на другой (рабочий) день не переносился. Суббота тоже была рабочим днем, хоть и укороченным – до 14-00. При отъезде на каникулы стоимость ежедневного питания нам выдавалась деньгами (где-то около 10-ти рублей за день). Выдавали и мыло (тогда еще – дефицит). Стипендии или чего-то в этом духе нам в АПУ не платили. Немного денег некоторым из нас присылали родители. Я, как и все, тратил эти деньги на материю для подворотничков, зубной порошок, гуталин, иголки, нитки, асидол и т. п., а в первую очередь – на папиросы. Поэтому «большие» деньги у нас бывали только на каникулах. Но и их мы получали далеко не полностью, так как мы заранее добровольно-принудительно подписывались на ежегодный тогда государственный заем. Мы понимали, что государство после войны находится в очень тяжелом экономическом положении. Поэтому не очень-то и сопротивлялись. Тем более что подписка тоже проводилась в соревновательном ключе – каждый взвод стремился быть первым, подглядывая за результатами подписки в других взводах и стараясь их превзойти. Но…, но…, но… В результате у мамы накопилось приличное количество облигаций, на которые выигрышей выпало очень немного, но которые начали погашаться в брежневские времена. Не знаю, успели ли «погасить» все облигации, или бандитская «перестройка» помешала. На каникулы мы обычно уезжали группой. В КАПУ мы обнаружили еще несколько своих земляков (из г. Переяслав-Хмельницкий и его района). С нами в батарее (в 22-ом взводе) оказался еще Юра Федоров, закончивший в 1-ой школе 7 классов до КАПУ. С Юрием Георгиевичем Федоровым мы служили недолго много лет спустя в 27-ом ЦНИИ МО, вскоре он ушел в ВЦ КГБ, а потом довольно рано уволился в запас и переселился, не предвидя развала СССР, в славный и ныне еще более нищий чем Москва город Киев. В 1-й батарее учился с нами Герасько Петр из какого-то (не помню) села нашего района. В 9-ом классе (когда мы были в 8-ом) в 5-ой и 6-ой батареях, кроме уже упоминавшихся моих бывших одноклассников Жени Ульянченко и Коли Доброгорского, учились бывшие одноклассники Виктора Соколова Виталий Устенко, как ныне оказалось, запевала 6-ой батареи, и Миша Бутник. С ними учился и Миша Лысенко из с. Хоцькы нашего района. В этом селе родился когда-то и я. Мы с Мишей (он был годом старше) до войны ходили в детский сад (фотография у мамы сохранилась), а потом 2,5 года вместе учились в школе в одном классе. И вот где снова довелось встретиться. После КАПУ мы с ним учились дальше в Ростове (на разных курсах, понятно). Потом он попал в войска ПВО, в г. Ногинск. Мы с ним некоторое время переписывались. Постепенно переписка заглохла, вероятно потому, что я очень не люблю что-либо писать. Потом он, по слухам, работал преподавателем в Винницком училище |
CTP.22 |
Copyright Р’В© 2005
All rights reserved
design Igor Kanaev